Психология дефицита

В ходе психотерапии происходит много разных процессов. Какие-то глубинные, ядерные, а какие-то более поверхностные и локальные. И в этой статье я хочу рассказать про один из глубинных терапевтических факторов гуманистической психотерапии простыми словами. Как происходит разворот к себе. Как происходит разворот от доминаторной парадигмы самоуправления к внутреннему сотрудничеству с самим собой. Что означает принятие и любовь к себе.

Мы поговорим о характере восприятия, которое может быть скорее дефицитным или профицитным. Это не полярности, не крайности. В каких-то зонах своей жизни мы склонны к более дефицитному восприятию, в каких-то - к более профицитному, изобильному. В трудные времена, опасные времена мы скорее будем воспринимать происходящее в дефицитных красках, красках недостаточности, необходимости конкурировать, бороться, контролировать. В периоды достатка с большей вероятностью будем склонны ослаблять контроль, внешний и внутренний, и скорее воспринимать себя и мир в более позитивных красках достаточности. Тем не менее, соотношение дефицитного и достаточного в том, как мы склонны воспринимать себя и окружающий мир, является мощной устойчивой личной чертой характера. То есть личным способом адаптации к окружающей среде.

Откуда берется дефицит

Современная западная культура имеет узнаваемые дефицитные оттенки. Такие идеалы как лидерство, доминирование, превосходство придают любой деятельности очевидный оттенок борьбы и конкуренции. Героически преодолевать трудности не смотря ни на что ради (тут не очень понятно ради чего), дух соревновательности, соперничества; быть начеку, чтобы не позволить другим тебя обойти или обхитрить, и так далее и тому подобное. Очевидно, что каждый современный человек просто обречен впитать частичку этой психологии или культуры.

Серьезная засада в культурном коде кроется там, где ее не просто заметить - в идее, что человек может усилием воли, ментальным импульсом управлять своим мышлением и жизнью. Своим состоянием, своим вкусом, своими предпочтениями, желаниями и потребностями. Что ты можешь все, если будешь достаточно стараться. Что главное - хорошая цель и упорство идти к ней. Из этих довольно привлекательных идей следует не самый очевидный вывод: если у тебя не получается, то ты лентяй и слюнтяй. А сама жизнь отходит на второй план, уступая место погоне за достижениями.

Но основной вклад в дефицитное восприятие вносит наше раннее окружение. В большей степени то, как складываются ранние отношения с мамой. Насколько мне было достаточно тепла, внимания, заботы. И, главное, насколько я малышом ощущал себя достойным всего этого. Насколько я ощущал, что мамино время мое по праву. Что мне не надо за него бороться. Что я не должен его заслуживать. Что мне не нужно быть хорошим мальчиком или девочкой, чтобы мама оказалась расположена ко мне. Что я достоин его просто по праву рождения. Речь идет про именно ранние отношения - до двух-трех лет, пока происходит основное формирование привязанности. Потому что все дальнейшие отношения становятся лишь отражением усвоенного и сформированного дефицитного или профицитного восприятия.

Всё вышесказанное не означает, что восприятие нельзя модифицировать. Еще как можно. Но. Не быстро. И это крайне сложно сделать самому. Почти невозможно. Потому что все наши усилия и инструменты будут взяты из одной и той же коробки с надписью "дефицитные", что закономерно определяется восприятием. По сути, взросление - это и есть процесс изменения восприятия. И психотерапия - это оно и есть. Только в бережном, управляемом и несколько ускоренном формате.

Как проявляет себя дефицитное восприятие? К примеру, в компании друзей, коллег или в семье кто-то двусмысленно пошутил, и в ответ один беззаботно смеется, а кто-то, провалившись в свой собственный ад, не знает, как правильно реагировать, и скорее обидится… То есть не примет решение обидеться, а почувствует жгучую обиду, обнаружит себя в ней. Как нечто, что невозможно игнорировать, что мучает, мешает строить удовлетворяющие отношения, что имеет тенденцию к накоплению и точно жаждет разрядки. То же самое касается жгучего и съедающего чувства отвержения, в которое легко свалиться, когда важный мне человек по какой-то причине выбрал не меня, или забыл про меня, или не учел мои пожелания. Или саднящей несправедливости, если мои личные обстоятельства несовместимы с нормами, правилами и законами общества, в котором я живу.

В дефиците отношения с партнером скорее будут сочетать в себе зависимость и недовольство. Будет казаться, что он своим характером и поведением портит мою жизнь. Что мне приходится много терпеть и выдерживать, со многим смиряться. При этом будет много импульсов исправить его. А, так как это не очень получается, будут системно возникать приступы претензий и обид. Но уйти от партнера окажется крайне сложно, так как на самом деле есть сочетание страха и уверенности, что лучше себе партнера не найти. Не достоин.

В субъективном ощущении дефицита может пропадать интерес к начатым делам. Часто при этом сохраняется необходимость начинать что-то новое.

Ну и конечно же классика жанра: убежденность в том, что заработать денег можно только упорным тяжким трудом. Только выкладываясь на все сто и жертвуя многим, можно прийти к успеху. И да, необходимость прийти к успеху, который все заметят и оценят - из той же оперы.

Попробую набросать несколько тезисов, чтобы было чуть более понятно, про что речь - небольшие маркеры того или иного восприятия.

Дефицитное восприятие, культура дефицита скорее характеризуется такими явлениями:

Ощущение дефицита ресурсов: денег на всех не хватит, не хватает терпения, внимания. И времени.
Страх того, что окружающие заподозрят, заметят, узнают, какой я на самом деле;
Склонность к конкуренции или ощущение себя в конкурентной, не дружелюбной среде;
Склонность к сравнению себя с другими;
Стремление доказать, что-то кому-то;
Стремление всему дать оценку, характеристику, отмаркировать явления в контекстах хорошо-плохо, надо-ненадо, правильно-неправильно, наш-ненаш и т.д.
Необходимость контролировать внутренние и внешние процессы, чужую реакцию на себя и свои действия;
Это необходимость вмешиваться, учить, делать что-то за кого-то и для кого-то, где ключевое - необходимость;
Ощущение, что необходимо стараться, прилагать много усилий, чтобы получить что-то ценное. Что нельзя останавливаться, что страшно даже не то что останавливаться, а сбавлять темп;
Ощущение, что я что-то должен своему партнеру, и, наоборот, что партнер что-то должен мне.

Не знаю, заметил ли ты это, уважаемый читатель, но пока я пишу этот абзац, пишу про необходимость много стараться, доказать что-то кому-то; про внешние нормы и ориентиры, которые надо постичь или угадать; про необходимость контролировать чужую реакцию и внешние процессы и вмешиваться если что-то идет не так, я замечаю как поднимается моя тревога.

Профицитное восприятие скорее характеризуется спокойствием, доверию своим внутренним порывам:

Опора на ощущение себя априори достойным и прекрасным человеком. Не потому, что я чего-то достиг или много сделал, а потому что я в принципе хороший человек.
Вера в созидательные и конструктивные механизмы, в саморегуляцию и синергию окружающего мира и людей, осознание, что без меня мир не рухнет, а довольно успешно продолжит свое движение;
Осознание, что такие чувства как злость, ненависть, зависть, ревность, являются не частью человеческой природы (не человек по своей природе злой, алчный, завистливый и ревнивый), а лишь реакцией на дефицитные механизмы, то есть фрустрацию важных потребностей в замеченности, узнанности, уважении, любви;
Осознание и ассимиляция того, что негативная реакция кого-то на меня означает что-то не только и не столько про меня, сколько про реагирующего, про его индивидуальный и чрезвычайно сложный контакт с различием во внешней среде;
Вера, что сила и устойчивость не в том, чтобы не оступаться и не ошибаться. А в том, чтобы, поднявшись, что-то сделать, как-то обойтись со своей ошибкой.
Если я ошибся, я не стал от этого тупым. Если я напуган, я не стал трусом. Если мне больно, я не стал слабаком.

Так что с этим делать

Парадокс и суть дефицитного восприятия заключается в том, что закономерно у читателя скорее всего возникнет желание запретить себе думать таким образом, останавливать подобные мысли. Что является лишь репрезентацией культуры дефицита. Такие внутренние запреты никоим образом не помогают изменить свое восприятие. Этот эффект иллюстрирует и развенчивает идею главенствующего управляющего и всемогущего мышления в современной западной культуре. Идею о том, что силой мысли человек управляет своим мышлением, а через мышление - жизнью.

Эта безусловно привлекательная (правда отдающая эгоцентризмом и всемогуществом) идея приводит к тому, что в тех зонах своей жизни, где это не получатся, человек начинает направлять всё больше энергии и сил на управленческие импульсы, на борьбу с собой и окружением, часто сильно усложняя себе жизнь, и формируя свой невроз.

Если человек боится чего-то, он скорее начнет заставлять себя преодолеть страх, запрещая себе эту слабость, ругая себя за трусость, нежели отнесется с пониманием к себе и своим переживаниям.

Как и наоборот, попытки внушить себе черты профицитного, изобильного восприятия, убедить себя, что мир безопасен и дружелюбен, что ресурсов достаточно, а люди добры, не приведут ни к чему. Потому что будут по сути являть собой дефицитный механизм - добиться от себя ощущения достатка там, где я его не ощущаю. Как пытаться получить тепло от печки, не положив в нее дров.

К профицитному восприятию невозможно привести. Можно только прийти. Как невозможно научить испуганного человека не бояться, или заставить полюбить нелюбимого. Это нечто, что находится очень далеко от представлений, убеждений, мышления и знания. Это нечто, в чем человек может в какой-то момент оказаться, ощутить себя, просто однажды заметив, что вот сейчас у меня есть это ощущение достаточности. Что сейчас достаточно, спокойно, беззаботно. И это возможно лишь при одном условии: когда удается оказаться самим собой. Что в свою очередь возможно лишь тогда, когда оставлены все попытки быть не собой. Стать каким-то, обладать чем-то, каким-то выглядеть, производить какое-то впечатление. Вот такой парадокс. Который кстати выражен в психотерапевтической «Парадоксальной теории изменений», сформулированной Арнольдом Бейссером. Его теория стала одной из фундаментальных опор гештальт-терапии.

Так вот тот самый важный и глубокий процесс, происходящий в психотерапии (помните самое первое предложение этой статьи?) - помочь вам заметить, как много энергии и усилий вы направляете, чтобы создавать и поддерживать какое-то мнение других о себе, какой-то образ, какое-то впечатление, какое-то амплуа. Что без глубокой и постепенной терапии невозможно - эти процессы могут находиться слишком далеко от границы, отделяющей осознаваемое и неосознаваемое. Эта граница строго и неусыпно охраняется нашими психологическими защитами, которые бесполезно пытаться обмануть или перехитрить. Так защиты только укрепляются, а ощущение дефицита - усиливается. Поэтому процесс психотерапии не проходит гладко и приятно. Это одна из причин, почему я называю эту работу работой. Как работой терапевта, так и (что гораздо важнее) работой клиента. Продуктивная терапия всегда приводит к появлению сопротивления, которое может выражаться в нежелании продолжать терапию или стойком ощущении, что вот эта тема - совсем не то, что мне нужно, совсем не интересная и неправильная. Или в сильных негативных чувствах к терапевту. Обиде, злости, стыде, вине и так далее.

Так как мы имеем дело с теми структурами в психике, которые не управляются усилием мысли, то и работа строится не на том, чтобы переубедить вас. Скорее на том, чтобы вы заметили, как сильно и в чем именно вы убеждены. Практика показывает, что глубокая работа в этом направлении всегда приводит к существенным открытиям и мощным инсайтам. Проще говоря, перед тем, как бросать все усилия на изменение чего-либо, мы предлагаем хорошо рассмотреть и узнать то, что именно вы так хотите изменить. Когда эта работа проделана достаточно глубоко, всегда (опять же парадоксально) обнаруживается, что необходимость что-то менять в себе сильно трансформируется.

В заключение хочу сказать, что психотерапия специально разрабатывалась и развивается, чтобы помочь нам взрослеть и становиться крепче и устойчивее. Как говорил один из идейных вдохновителей и основателей гештальт-терапии, Фриц Перлз, «методика слишком хороша, чтобы применять ее только для лечения больных», очевидно имея в виду, что в современном мире мы все испытываем множество личных и индивидуальных сложностей. И в этих сложностях вы точно можете себе помочь, чего я вам искренне желаю.

 


Нужна помощь?
Напишите мне - отвечу или проконсультирую
Если хотите отправить мне сообщение, напишите в WhatsApp или на электронную почту help@gestalthelp.ru
 
Онлайн психотерапия по скайп
Стоимость
терапевтической
сессии 3500 руб.
Работа онлайн
по skype
Рекомендуемая
частота 1-2 встречи
в неделю
Необходим
стабильный
интернет
Полная
конфиденциальность