Доминаторность

Доминаторность

В 1987 году американский ученый Райен Айслер (антрополог, социолог, культуролог) выпустила свою знаменитую работу «Чаша и былинка», в которой был проведен глубокий анализ древних и современных культур. Она собрала огромное количество данных от археологических до почти забытых фольклорных произведений. Согласно её исследованию, современные познания о древних культурах значительно искажены. Она приводит бесчисленное количество доказательств того, что в глубокой древности (имеется ввиду промежуток в несколько десятков тысяч лет, который закончился примерно в середине четвертного тысячелетия до нашей эры) на территории Европы и Ближнего Востока цивилизация была построена на совершенно иных принципах, нежели было принято считать ранее, и, главное, нежели те, по которым построено наше современное общество.

Партнерство

Её работа раскрывает большое количество данных, которые свидетельствуют о глубоком почитании женского начала, которое распространялось также и на взаимоотношения с природой, окружающим миром, землей. Всё, что касается жизни, рождения, воспитания, помощи, сочувствия, сопереживания было культурными приоритетами. Взаимодействие людей в обществе было в первую очередь в контексте сотрудничества. Отличительной чертой этого общества являлись отказ от насилия и принуждения. Она описывает такую модель общества как партнерскую.

За несколько тысячелетий до нашей эры эта культура начала слабеть, так как её потеснила новая модель, основанная на культе мужского. Этот совершенно иной тип цивилизации она назвала доминаторное общество.

Доминаторное общество

Новая социальная структура основывалась на силовой иерархии. Кто сильнее, у того и власть. Власть теперь распределяется не между мудрейшими и общественно признанными достойными управлять, а между теми, кто готов идти на риск, кто имеет и применяет силу, давление, шантаж, манипулирование. Доминаторная культура характеризуется оправданием войн, нападением, воспеванием победителей, возможностью отдать жизнь за идеалы общества.

В своём исследовании Айслер показывает, что современное общество является по своей сути созависимым, в то время, как древнее общество, основанное на культе жизни, культе женского, было взаимозависимым, что видится гораздо более совместимым с личностной свободой, самораскрытием и самоактуализацией индивидуума.

В доминаторном обществе возникли серьезные напряжения, заставляющие людей вступать во враждующие группы. Одним из сильнейших институтов, создающих эти напряжения, стали религии.

Основанная на неравенстве, эта культура привела к возвышению одних слоев общества над другими. Те, другие как правило не только имеют меньше благ, они ещё и бесправны в большей части сфер своей жизни по сравнению с элитой.

Доминаторное общество претерпело серьезную эволюцию. Прошло через череду территориальных войн и междоусобиц, религиозные войны, рабовладельческую эпоху. И, хотя в данный момент мировая культура движется в направлении социального равенства, она всё еще во многом, скорее правильно будет сказать, в основном, основана на доминаторности.

Доминаторность в жизни

Айслер затронула основополагающий фактор, формирующий психологические проблемы и противоречия современного человека. Пропитанный многовековой наследственностью доминаторный взгляд на человека рядом, и, главное, на самого себя, формирует суть большинства проблем, с которыми сегодня люди испытывают сложности в самоактуализации, общении, построении конструктивных удовлетворяющих отношений.

Сегодня нами движет извечное НАДО, вылупившееся из доминаторной парадигмы. Структура общества диктует необходимость соответствия целому набору параметров, создает вынужденность жизненной программы, лишает её спонтанности.

Возникновение такого внутриличностного феномена как Идеальный Я, который становится для большинства из нас изматывающим и недостижимым идеалом, кнутом без пряника, домокловым мечом, привело к формированию неврозов, от которых невозможно избавиться самостоятельным усилием мысли, так как эта мысль, эта природа мысли, их и породила.

Про эти и другие глубинные невротические факторы подробно и глубоко пишет в своих работах Карен Хорни. В книгах Наши внутренние конфликты, Невроз и личностный рост, Невротическая личность нашего времени, она раскрывает суть и причины возникновения личностных противоречий, который на мой взгляд проистекают из доминаторности нашего общества, воспитания, жизни.

В книге «Освобождение от созависимости» супругов Берри и Дженей Уайнхолд раскрываются факторы, способствующие формированию с самого детства созависимых моделей поведения. Работа показывает, как критика, враждебность, необходимость быть каким-то другим, пропитывает наше воспитание и в дальнейшем не позволяет смотреть на себя как на самоценного и достойного человека. Эти причины создают предрасположенность для внутреннего конфликта, так как способствуют формированию взаимоотношений с собой, основанных на неудовлетворенности существующим положением дел, сравнении себя с другими людьми, ощущении, что я обязательно заслужу признание и право на любовь, когда стану лучше, не таким, какой я сейчас.

Терапия и доминаторность

В процессе психотерапии терапевт помогает клиенту обнаружить эти внутренние конфликты в себе. Способствуем формированию новых навыков взаимоотношения с собой, как с свободной и ценной личностью. Терапия исходит из философии цельной личности, которая самодостаточна сама по себе. При этом вместо бесконечного процесса наполнить и напитать себя какими-то поступками, делами и достижениями клиент находит новую форму отношений с собой. Когда появляется внутренняя опора и самоуважение, собственные особенности и дела вместо стыда, вины и страха начинают придавать сил и собственной значимости, достойности, своего права быть именно таким, какой я сейчас, действовать именно так, как я хочу, потому что я хочу достойных вещей, ибо я по своей природе хорош.

Так устроена психика и природа коммуникации, что выработанные формы недоминаторных отношений с самим собой становятся надежной основой для автоматического изменения природы отношений с окружающим миром, куда безусловно входят близкие, родные, коллеги, знакомые и незнакомые люди.


Нужна помощь?
Напишите мне - отвечу или проконсультирую
Если хотите отправить мне сообщение, напишите в WhatsApp или на электронную почту help@gestalthelp.ru
 
Онлайн психотерапия по скайп
Стоимость
терапевтической
сессии 5000 руб.
Работа онлайн
по skype
Рекомендуемая
частота 1-2 встречи
в неделю
Необходим
стабильный
интернет
Полная
конфиденциальность