Ум и продуктивность

Считается, что если человек умный, значит у него всё должно спориться, он тогда будет успешен. Равно как и обратное утверждение — если ты успешен, значит ты умен и мудр. Отсюда и пошла уже ставшая народной ироничная шутка: «Если ты такой умный, почему тогда такой бедный?» Исходя из такой логики принято считать, что раз человек не достиг каких-то заметных высот (деньги, должность, собственность), то ни о каком уме там речь не идет.

С детства нас учат, что будешь хорошо учиться, станешь умным, перед тобой будут открыты любые двери, любая работа. А если не будешь — станешь дворником (наверно сейчас курьером, не суть))) При этом многие из нас часто чертыхаются, говоря про некоторых других, как же удается порой таким тупым персонажам добиться такого положения и заработать так много денег?

Глупость — не про меня…. или

Многие сталкиваются с таким противоречием про себя: я очень не глупый человек, я много знаю, много умею, с учебой всё хорошо. Но продуктивным я себя не считаю. Я не могу сказать, что на работе мне легко. О! Скорее наоборот. Сама по себе работа, отношения с коллегами, отношения с начальником, получаемая оплата за свой труд — практически по всем фронтам какая-то напряженность. На коллег куча раздражения, или иных чувств вроде зависти или страха конкуренции. В разговоре с начальником чувствую себя ужасно, зажато, скованно, не уютно, как будто виновато. Идея попросить повышения зарплаты видится здравой, пока не оказываешься лицом к лицу к руководителю.

И ладно бы это касалось только работы. Практически во всех отношениях мы периодически обнаруживаем себя в таких переживаниях, что нас кто-то использует, эксплуатирует, в ответ мы не получаем адекватной благодарности и не чувствуем равноценного обмена. Часто оказываемся охвачены пламенем несправедливости и даже ощущаем себя преданными. Отсюда либо конфликты, либо сдерживание своей агрессии — в общем ни то, ни другое не способствует продуктивной и придающей сил коммуникации.

Всё это рождает странный парадокс: я так много делаю, чтобы совершенствовать себя, я так много делаю для других людей, кажется, излучаю дружелюбие и заботу. Так почему ко мне порой так плохо относятся и не получается добиваться своего? Почему порой так много раздражения, агрессии, злости?

Ловушки ума

Еще в середине 17 века Рене Декарт в своей работе «Страсти души» сформулировал принципы, в соответствии с которыми человек при помощи ума может разрешить все свои внутренние конфликты, избавиться от «нелепых суждений» и «обуздать свои страсти». Он был уверен, что свет собственного разума способен раскрыть причины проблем личности каждого человека.

С той поры такая идеалистическая и механистическая философия существенно набрала обороты. В современную эпоху от человека требуется всё меньше простой медитативной работы, так как нас в ней заменяет автоматизация, новые технологии, работа становится всё больше сопряжена с ответственностью, коммуникацией, организацией, предвидением. В этих условиях с одной стороны возрастает спрос на ум, образование, умение создавать и поддерживать продуктивные отношения. С другой стороны, мы всё чаще упираемся в странные невидимые препятствия именно в том месте, где требуется заручиться поддержкой и признанием других. Сталкиваемся с тем, что мои сознательные убеждения не соответствуют внутренним ощущениям. Я могу сколько угодно увещевать себя и вспоминать всё новые и новые факты моей отличной и профессиональной работы, но всё это напрочь отлетает, когда оказываюсь перед начальником. Так или иначе подобный предательский эффект срабатывает в большинстве отношений, даже с близкими и даже с родителями и собственными детьми.

Оказываясь в подобных ситуациях мы часто склонны включать мысленную мельницу, прокручивая и прокручивая в голове будущие или свершившиеся разговоры. Особенно, если разговор завершился конфронтацией, особенно если собеседник важный и остался нами не доволен — вот где жернова внутренних диалогов закручиваются в бесконечном тревожном движении. Мы снова и снова убеждаемся, что умственная работа в некоторых вопросах не только никак не помогает, но отнимает кучу времени и сил, отвлекает от реальной жизни, да ещё и бывает просто вредна. Только раз за разом повторяем одни и те же усилия, не в силах найти альтернативный путь решения своих внутренних конфликтов, способы трансформировать реальное, глубинное ощущение себя.

Ум — не значит продуктивность

Описанное выше, лишь частично, возможно однобоко иллюстрирует сложности, с которыми сталкиваются действительно умные люди, испытывающие те или иные проблемы с продуктивностью. Удивительно, как современная философия, методы и приемы воспитания часто остаются глухи к этим очевидным фактам. Прямое воздействие работает только в неодушевленном мире. Хочу, чтобы это бревно оказалось распилено — пилю и вуаля. Хочу, чтобы доска стала прямая — строгаю и пожалуйста. Но человек с его сложным интеллектом, прошлым опытом, багажом знаний, памятью о прошлых событиях, удачах и неудачах, болезненных моментах, травмах, оказывается гораздо более сложным существом. Его не очень трудно заставить что-то сделать, поманив пряником или напугав кнутом. Но почти невозможно заставить хотеть что-то, быть уверенным в чем-то, любить кого-то, не бояться кого-то или чего-то.

В повседневной жизни мы снова и снова сталкиваемся со случаями собственной непродуктивности. И задаем себе один и тот же вопрос: так что со мной не так? Почему в нужный момент я не нахожу аргументов? Почему вместо того, чтобы быть сосредоточенным на задаче, я постоянно озабочен тем, как ко мне относятся окружающие?

Механизмы, снижающие продуктивность

Наш багаж усвоенных представлений о себе и по отношению к себе окружающих, нами воспринимается как некая данность, как общая характеристика мира, в котором мы живем. Но часто оказывается далеким от реальности, потому что это только наши представления, которые могут в корне отличаться от представлений других людей, порой даже очень близких. Есть такая ни на чем не основанная идея, в которую принято верить, что близкие люди должны на всё смотреть одинаково. К сожалению, это не возможно.

Мы ведем себя с другими не в соответствии с умственными представлениями о себе, а исходя из глубинного самоощущения. Приведем такой пример: в отделе продаж один весьма не глупый продавец, отличающийся мягким и услужливым отношением к клиентам, сильным стремлением избегать конфликтных ситуаций, часто страдает от этих своих особенностей, так как в некоторых случаях надо проявить напористость и твердость. Он может это знать про себя, он может замечать, насколько более продуктивны его коллеги. Но всё это не помогает ему изменить своё глубинное ощущение и состояние в ключевые моменты. Потому что действуем мы не столько из своих убеждений, сколько из глубинного ощущения себя. Не ощущая своего права на конфронтацию мы можем даже вступать в неё, но при прочих равных будем всячески стремиться избежать этого.

Самосбывающиеся пророчества

Любопытнейшая тема — мы получаем то, в чём уверены. Простой пример — знакомимся с новым человеком и он нам показался недружелюбным. Это может быть вызвано тысячей разных причин, но в итоге его поведение по отношению к себе или другим участникам компании мы расшифровываем как недружелюбное или даже злобное. При этом странным образом мы игнорируем тот факт, что другие участники компании относятся к нему отлично, вовсе не как к злому или надменному. Но мы-то всё про него заметили и поняли. И дальше происходит парадоксальная вещь — случаются реальные факты, иллюстрирующие, что этот человек действительно относится к нам именно так, как мы и ожидали! Но остальные игнорируют это, удивляются, как это он так мог, на него не похоже. «Как же не похоже?» — удивляемся мы — ведь с самого начала было понятно, что это за человек! Но этот тезис остается без поддержки.

Также самосбывающиеся пророчества отлично срабатывают на тех вещах, которые связаны с нашими страхами. К примеру, мне кажется, что я не достойна своего партнера, боюсь, что это отразится на наших отношениях. Рано или поздно он начнет относиться ко мне пренебрежительно. Я очень боюсь измен — рано или поздно скорее всего партнер начнет мне изменять.

Этот феномен подтверждается большим количеством исследований. К примеру, в американских школах проводили тестирование детей на уровень интеллекта. И учителям про некоторых учеников сообщили неверные данные. Про некоторых учеников, отличающихся низкой успеваемостью, были предоставлены данные, будто у них большой потенциал, который должен вот-вот раскрыться. И наоборот, про некоторых детей с хорошей успеваемостью — что у них нет особых способностей. В разных школах эксперимент показал очень похожую картину: ученики, прежде не подававшие надежд, ощутили на себе неуловимые изменения — учителя стали относиться к ним с верой в них, от былой безнадеги не осталось и следа. Их интерес к учебе значительно повысился, что неизбежно отразилось на результатах. Весьма жестоким этот эксперимент выглядит, когда мы говорим о том, что у прежде весьма продуктивных детей после подтасовки их результатов успеваемость упала. К сожалению, большинство из нас становится подтверждением данного эффекта, не получая в детстве необходимой поддержки, ободрения, веры в нас.

Замкнутый круг

Часто получается так: чем больше стараюсь что-то убрать из своей жизни, тем сильнее ощущение, что оно преследует меня, тем сильнее я оказываюсь во власти этого. Об этом эффекте более подробно я писал в статье Парадоксальная теория изменений.

Тревога

В моменты тревожных состояний мы концентрируемся на чём угодно, только не на задаче, только не на том, чего мы на самом деле хотим. Часто из-за тревоги мы вообще не способны ощущать свои желания и потребности. Тревога просто поглощает нас, сужая сознание, блокируя мысли. Нам мерещится, что мы очень уязвимы, что оппонент может легко нас повергнуть, что жизнь вообще крайне не устойчивая штука и любое воздействие извне может легко порушить всё, что нам важно и дорого. Что уж говорить, про то, что в такие периоды внимательность оказывается существенно снижена. Способность к здравому и объективному размышлению, запоминанию, анализу — все эти способности оказываются угнетены. Но это вовсе не означает, что у нас они вообще не развиты. Ведь в остальное время мы зачастую демонстрируем весьма высокие показатели.

Синдром самонаказания

Этот эффект не легко заметить самостоятельно, но в кабинете психотерапевта зачастую клиенты сами приходят к подобным обнаружениям. Происходит это так. Человек, совершает какой-то поступок, за который внутренне винит себя. С кем-то несправедливо обошелся, был, возможно, раздражителен. Или и вовсе не оправдал ожиданий, которые в принципе не мог оправдать. Это ощущается как неприятная тяжесть, которую хочется сбросить. Не осознавая этого, он ищет, как избавиться от напряжения вины. Тут психика может сыграть с ним плохую шутку — в детстве часто срабатывало так, что вина оказывалась разряжена наказанием. Более того, в нашей культуре принято считать, что виновник должен понести наказание, и после этого можно его считать в каком-то смысле прощенным. Вроде как, если мне в ответ прилетит какая-то неприятность, вроде той, что я причинил другому, то справедливость будет восстановлена.

Зачастую этот эффект срабатывает там, где на самом деле «обиженный» нами даже не подозревает обо всём этом. Более того, скорее всего он бы и не хотел никакой сатисфакции за свою обиду, если такая и была. Таким образом, мы невольно стремимся получить свое наказание, чтобы нас отпустило, чтобы мы почувствовали наконец утоленную жажду собственного искупления. И это происходит и происходит как бы само собой — как будто весь мир против меня. Какая уж тут продуктивность?

В заключение, хочу отметить, что психотерапия позволяет заметить подобные парадоксы и феномены в жизни клиентов. Понимание, что со мной происходит, в связке с возросшей в процессе терапии внутренней опорой на себя, обнаружением собственного внутреннего достоинства, меняет жизнь клиентов. Настоящий ум, настоящий интеллект наконец окрыляется и обретает подлинную свободу, которой заслуживал, что неизбежно отражается на общей продуктивности человека.

Нужна помощь?
Напишите мне - отвечу или проконсультирую

Если хотите отправить мне сообщение, напишите в WhatsApp или на электронную почту help@gestalthelp.ru